Книжечка танцмейстера и другие реликвии…

Коллекция Музея кукол «Галерея Анастасии Чижовой» состоит не только из нескольких сотен кукол разных времен и разных стран, но и множества сопутствующих предметов, которые, казалось бы, к куклам прямого отношения не имеют. Однако, они нередко создают ту атмосферу времени, которая необходима при создании той или иной экспозиции Музея, ведь многие его экспонаты – это художественные образы известных исторических персон, литературных героев. Недавно собрание Музея пополнилось несколькими такими реликвиями. Специалистам Музея пришлось поломать голову, прежде, чем включить их в инвентаризационный список экспонатов.

Пожилая элегантная дама бережно выложила на стол несколько предметов, сказав, что назначения их она не знает и что хранились они в её семье, родословная которой была связана с Австро-Венгрией. Среди вещей — изображение императрицы Марии Терезии, выполненное на кусочке металла. Возможно, это была заготовка будущей монеты – портрет императрицы ковался на австрийских монетах в течение многих лет; рядом — брошь с миниатюрным портретом главной красавицы европейских владетельных домов – королевы Сиси… Вот маленькая книжечка, к которой прикреплен какой-то странный механизм с колокольчиком, на котором была выгравирована надпись Wellner’s anemometr. Как выяснилось, это была книжечка танцмейстера со списком танцев, исполнявшихся на балах. Из текста книжечки стало известно, что 24 января 1895 года в знаменитом Софийском зале Вены, состоялся бал, посвященный техническим новинкам. К этому событию и была изготовлена загадочная вещица.

Компания Веллнер, основанная в 1854 году, специализировалась на изготовлении металлической посуды и разнообразных приборов. Она специально для этого бала изготовила миниатюрное приспособление, измеряющее тактовую частоту во время танцев. Приборчик прикреплялся к книжке танцмейстера. На анемометре (так он назывался) прикреплен флажок, на котором с одной стороны было написано: «Techniker Ball» Junner 1895 Таннербалл. Сама книжечка закреплялась на талии танцмейстера при помощи специального крючка, и при каждом «па» механизм издавал легкий звон, отмеряя тактовую частоту. Множество любопытных подробностей открыла нам книжечка танцмейстера. Например, польку “Durch’s Telephon” мы знаем за авторством Иоганна Штрауса (сына), но в книжке танцмейстера её автором указан отнюдь не Штраус, а Иоганн Мюллер (Johann Müller), а в специальной ссылке было отмечено, что танец посвящен Комитету, который возглавлял  Иоганн Штраус.

На этом же балу исполнялась кадриль из модного балета «Эксельсиор» Ромуальда Маренко. Этот веселый и яркий балет был посвящен техническому прогрессу – борьбе сил света и разума с темными силами – обскурантизмом и невежеством. Постановщик балета – Луиджи Манцотти, поставил его еще в 1881 году. Этот балет теперь является национальным достоянием Италии. В 2011 году театр Ла Скала привозил «Эксельсиор» в Москву и представлял его на сцене Большого театра.

Еще один яркий экспонат – клоун-неваляшка, изготовленный из  папье-маше, в стильной жилетке на пуговках.   На голове – высокий колпак. Теперь это — один из старейших экспонатов Галереи. По мнению доктора искусствоведения Бориса Голдовского, кукла-неваляшка была создана в Австро-Венгрии, скорее всего, в Праге, примерно 200 лет назад. Причем, по некоторым приметам, ранее она изображала полицейского, но, видимо, его головной убор был утерян и заменен на клоунский колпак.

Большие затруднения с атрибуцией вызвал странный металлический предмет с дырочкой посередине. Он лежал в коробочке, отделанной внутри фиолетовым плюшем. По надписи на коробочке «F. Fritsch. K.K.Hof und universitats optiker. WIEN, VIII. Alserstrasse 17» удалось узнать, что этот прибор был изготовлен на фирме «Fritsch», специализировавшейся на изготовлении оптики и офтальмологического оборудования.

Фирма имела долгую историю и была основана в 1746 году в Праге. Тогда она называлась «Штайнер», по фамилии хозяев фирмы. Позднее производство было перенесено в Вену, и в 1801 году фирма поменяла свое название на «Фритч», в честь второго мужа хозяйки Анны Штайнер – Себастьяна Фритча. С 1839 г. фирму возглавлял сын хозяина – Франц Фритч (F. Fritsch). Фирма Франца Фритча принимала участие во Всемирной выставке в 1873 году, и с этого времен фирма получает звание KuK Hofoptiker. С 1880-х гг. братьями Францем и Карлом Фритчем было начато производство ручного офтальмологического оборудования.

Так что, загадочный приборчик оказался профессиональным инструментом врача-офтальмолога, и создан он был в Вене, в начале 1880-х годов. Быть может, предки нашей дарительницы занимались этой нелегкой профессией… Итак, мы рассказали вам лишь о нескольких редкостях, пополнивших недавно коллекцию Музея.   Возможно, вы увидите их на одной из выставок Музея кукол «Галерея Анастасии Чижовой», и экскурсоводы Музея расскажут вам о тех далеких временах, в которых живут на выставке художественные образы , созданные уникальными фарфоровыми куклами…