Томская А., «Кукольная Венеция Олины Вентцель», Театральные Новые Известия, май 2007

Сегодня автор кукол выставки «Пушкинский бал», серии «Семья Романовых», кукол, созданных по мотивам творчества Г.Х. Андерсена, - Олина Вентцель обращается к яркой стилистике венецианского карнавала. Уникальный вернисаж составят куклы разных размеров - от 40 до 165 сантиметров в высоту, облаченные в исторические костюмы эпохи Шекспира и в одеяния Коломбин и Арлекинов венецианского карнавала. Это самые ценные работы художника, которые на протяжении нескольких лет собирает «Галерея Анастасии Чижовой», они займут три зала музея. Причем это будет совсем не обычная выставка, а молчаливый театр, который зритель уж точно не забудет. Главный художник выставки Александр Кононов пояснил, что в основу будет положен контекст карнавала: «Это философские и стилистические идеи Бахтина и Аверинцева, карнавальная стилистика, которая в декабре прошлого года была использована на выставке в Музее им. Пушкина «От мифа к карнавалу». Мы ведем со зрителем серьезный разговор об авторской кукле, как о событии в контексте карнавальной, буффонадной, итальянской стилистики. Олина Дмитриевна подчиняет коллекцию карнавальной, венецианской культуре, которая сегодня в российском искусстве практически не востребована. Мы делаем попытку возвратиться к серьезному отношению к ней». Кукольник с мировым именем, Олина Вентцель использует в работе только натуральные антикварные ткани и кружево, выкраивая одежду по историческим лекалам, что придает работам достоверность и живость. Эти работы, помещенные в специальную атмосферу - почти ауру, кажется, того гляди задвигаются. Выставка состоит из трех залов. В первом Кононов воссоздал антураж площади Сан-Марко в Венеции: брусчатка, голуби, специальное художественное освещение создают у зрителя ощущение присутствия: «Здесь, как и на всей выставке, преобладают красный, черный и золотой цвета. Куклы, для каждой из которых мы находим свое место, расположены в витринах. На стенах многократно увеличенные фотографии кукол: это делается и для того, чтобы зритель мог рассмотреть то, как сделана кукла, мелкое шитье, бисер, и для карнавальной игры. Куклы Олины Вентцель мы снимали с неожиданных ракурсов, и зрителю предстоит увлекательная задача распознать в портрете фарфоровую героиню. Второй зал - это мастерская Олины Вентцель, поясняет Кононов: «Между двумя колоннами появляетсяя дом с Тверской-Ямской улицы в Москве, в котором располагается «Галерея Анастасии Чижовой». В окнах дома видно мастерскую: несколько предметов быта Вентцель, специальные механизмы кукольников, кусочки антикварной материи. Это композиция, с помощью которой можно заглянуть в мир кукол и кукольников, приобщиться к этим особым людям. В этом же зале будут располагаться видеоустройства: на них демонстрируется процесс создания кукол. Тут же располагается печатная продукция художницы. Третий зал окончательно переносит зрителя в мир карнавальной Венеции: в нишах появляются репродукции с полотен Каналетто, в которых заложена основа этой яркой, праздничной эстетики. На стенах сверкают зеркала с золотым напылением и черными силуэтами каналеттовских картин. Тут же - рисунки Олины Вентцель. Основная задача, поставленная Кононову «Галереей Анастасии Чижовой»: создать событие, а не просто выставочный зал: «Несколько выставок кукол, которые я видел, были сделаны просто как демонстрационный поток, где можно было разобраться в технических особенностях кукол. Мы же создаем драматургию. У нас даже есть двигающиеся объекты: на полотна Каналетто мы проектируем танцующие силуэты кукол Вентцель». Выставка «Маскарад в Пушкинском» для москвичей закроется в июне, затем фарфоровую сказку Олины Вентцель увидят Санкт-Петербург и Париж.