А. Рогова, «Злых кукол не бывает», Книжное обозрение, №№27-28, июль 2007

История авторских кукол — это далеко не история игрушек. Декоративная кукла уже давно превратилась в особый вид искусства, который представляет собой отдельный волшебный мир. В древности так называемые «обрядовые» куклы использовались в магических и культовых целях. Да и в современном мире им подчас отводится роль оккультного атрибута — именно в этой роли они становятся персонажами фильмов и книг. Мастер-кукольник почитался человеком, имеющим связь с потусторонним миром, и, подобно Пигмалиону, соединял в себе таланты художника, скульптора, философа, механика, модельера и жреца.
Автор, Борис Павлович Голдовский, хорошо знает жизнь и секреты кукол. Он является одним из руководителей Государственного академического центрального театра кукол имени С.В.Образцова, а также членом совета UNIMA (Международный союз деятелей театра кукол). Главные герои его книги — авторские работы Олины Вентцель. Ее «дворцовые» куклы на сегодняшний день представлены во многих музеях и частных коллекциях. Но это не первое ее призвание. Изначально Вентцель была известным художником по театральным костюмам — одной из самых узнаваемых ее работ является костюм Гамлета на Иннокентии Смоктуновском в фильме Григория Козинцева. Характерной чертой творчества Олины как кукольника является то, что она никогда не делала и не делает отрицательных персонажей. Сама она это комментирует так: «Мне кажется, что кукольник обязательно должен быть добрым и мудрым, как сказочник. Сказок ведь не бывает злых. Как не должно быть и злых кукол. Сказки и куклы — это олицетворение того, что сопровождает человека от колыбели до самого заката — детства и счастья, уюта, тепла, домашнего очага».
Куклы отражают не только образы разных эпох, сказок и культур. Александр Сергеевич Пушкин и известные российские актеры (Олег Даль, Андрей Миронов, Фаина Раневская), певцы и композиторы — словом, миниатюрные копии реальных людей, зафиксированных чуткими руками кукольника в одной из своих блестящих ролей, навсегда останутся в музеях и частных коллекциях материальным напоминанием об ушедших талантах. Кстати, декоративная кукла не обязательно должна быть маленькой. Существуют экземпляры и в человеческий рост. В создании авторской куклы важно, чтобы художник был настоящим мастером своего дела и хорошо образованным человеком, ведь для того чтобы создать куклу в историческом костюме, надо детально знать не только моду той или иной эпохи, но и ее общий колорит, характерные черты культурного развития.
Куклы, так же как и люди, с возрастом способны меняться, впитывая атмосферу дома, насыщаясь его эмоциональной средой. Постепенно они сами становятся источником новых эмоциональных проявлений. Поэтому для декоративной куклы очень важны материальная обстановка и психологический настрой дома, в котором она «живет». В идеале характер куклы должен совпадать с характером ее владельца, ведь хотя она и не человек, но все же его подобие, которое ищет в доме свое место, постепенно осваивая новое пространство. У интерьерной куклы не может быть одного, четко зафиксированного места, как у статуэтки или парковой скульптуры, - ведь она не просто украшение, а вечно меняющийся образ, способный менять и самую атмосферу дома.
У фарфоровых кукол на сегодняшний день не только славное прошлое, но и счастливое будущее. Мода на них распространена по всему миру, так как каждый человек в глубине души в той или иной степени сохраняет детские ощущения волшебной сказки, которые он испытывал при виде молчаливых ярких фигур, окруженных ореолом таинственности и чуда.