Кузина Н., «Куклы - что люди», Московская среда, №19, 30.05-05.06.2007

Кто из нас в детстве не мечтал повернуть время вспять, чтобы встретиться с великими императорами прошлого, поэтами, славными рыцарями? Эти мечты могут сбыться на проходящем сейчас в Государственном музее А.С. Пушкина «Маскараде в Пушкинском». Его гости приехали из галереи Анастасии Чижовой, где для них созданы специальные апартаменты. А потом отправятся в путешествие по России и за рубеж. Юный Чингисхан оказался весьма приятным молодым человеком с длинными косичками, в лисьей рыжей шапке, в расшитом золотом вишневом платье. А вот Уинстон Черчилль - в длинном черном сюртуке, на шее рябенькая бабочка, на груди цепочка часов. Рядом его супруга Мэри в кокетливой шляпке. Ну, очень романтическая пара! Автор этих кукол Олина Вентцель не случайно свою выставку назвала «Маскарадом». Ее герои и не должны отличаться ни глубиной психологизма, ни внешним сходством. Они всего лишь узнаваемы. Словно играют под известных людей. Словно шаржируют их. Но они очень правдивы - независимо от того, изображают реального человека или представителя сословия. Историческую правду Олина Вентцель сумела виртуозно передать средствами костюма. Вот кукла прекрасной девушки, которая называется «Образ Венеции». Она может много рассказать о быте и нравах знаменитой торговой республики эпохи Возрождения. На девушке распахнутая юбка - она куртизанка. Но темная шляпка в распущенных волосах - словно образ домашнего гнезда, о котором мечтает каждая женщина. Туфельки, напоминающие современную платформу, весьма облегчали передвижение по улицам, которые часто подтапливались. Одежда на куклах Вентцель в точности соответствует стилю времени. Это касается даже аксессуаров, вышивки. Нередко она использует старинные кружева, пуговицы, ткани. Когда это невозможно, старит их по специальной технологии. А шьет, применяя технику белошвеек XIX столетия. Ее куклы - это не только путешествие в историю, они еще и добрые попутчики. Их фарфоровые лица излучают тепло. Огромные глаза наполнены светом. Хотите, и они сядут рядом, протянут вам руку. И это будет так по-человечески, что вы и не вспомните о металлическом гибком каркасе, который управляет игрушечным телом. Всего Олина Вентцель создала 500 кукол. На этой выставке представлено 102. Над каждым костюмом она работает не менее двух недель. «Куклы занимают все мое время, - говорит Вентцель. - Это произошло как-то незаметно, но однажды я вдруг обнаружила, что куклы лишили меня всех остальных удовольствий, отмели все лишнее. Куклы имеют огромную силу. Не случайно их даже используют в магических обрядах». Похоже, и сама Олина не прочь попробовать себя в волшебстве. Но она добрая фея, которая с помощью кукол исполняет желания людей. Даже если самих этих людей нет в живых. Поэтому ее Ростислав Плятт - в костюме Сальери, которого он мечтал сыграть. А кукла невысокого Пушкина - одна из самых больших на выставке. Я заметила, что особым вниманием женщин пользовалась кукла «Флора». В зеленом платье из шифона, в длинных волосах розы... Эта мифическая героиня получилась у художницы воплощением молодости, красоты. Я тоже задержалась рядом с ней и, признаюсь, загадала желание. Олина обещала, что оно обязательно сбудется.