История куклы: от оберега к игрушке, от автомата к роботу

История куклы началась несколько тысячелетий назад. Самой древней находкой на данный момент считается кукла из кости мамонта, найденная в Чехии. Её возраст примерно 30-35 тысяч лет, её руки и ноги присоединены к туловищу так, что могут двигаться. Естественно, это не могла быть первая в истории кукла, но историки начинают отсчет именно с неё, ведь её существование официально задокументировано. Первые куклы носили ритуальный характер, они считались вместилищем человеческой души, представляли человека в его разговорах с богами. Древние египтяне клали кукол в захоронения, чтобы умершим было не одиноко, древние славяне приносили кукол в жертву богине плодородия вместо живых женщин.

У славян кукла часто была оберегом, отвлекая на себя злых духов или присматривая и оберегая своих хозяек. Куклу дарили невесте на свадьбы, чтобы она защищала семейный очаг новобрачных. Кроме того, подарить невесте куклу означало, пожелать ей детей. Этот обычай жив и поныне, хотя его смысл вспоминают редко.

История куклы в качестве игрушки не менее длинная. Уже в Древнем Египте были куклы, которыми играми дети, правда, очень богатые дети. Это были куклы, сделанные лучшими придворными мастерами, с вылепленными из воска лицами, с подвижными ручками и ножками, с настоящими волосами. Девочки же бедных родителей заворачивали и качали на руках маленькие деревянные чурбанчики, со слегка обозначенными лицами.

В Древней Греции кукол делали на заказ для состоятельных вельмож. Для кукол шили роскошные, богато украшенные платья, делали домики, кухонную утварь. Вряд ли даже богатые люди позволяли играть этими куклами своим дочерям. Возможно, иногда… Эти куклы были очень хрупкими и служили скорее для украшения помещения, чем для игры. А перед свадьбой невеста должна была посвятить куклу вместе со всеми принадлежностями какой-либо влиятельной богине: Гере (покровительнице брака), Афродите (богине любви) или Артемиде (покровительнице девственниц).

В Древнем Риме перед свадьбой невеста приносила в дар Венере свою самую любимую куклу. Очень долгое время история кукла была теснейшим образом связана с религией. Куклы использовались в обрядах и шествиях, наряду с иконами и скульптурами. Эти куклы были необыкновенно похожи на людей: ростом с человека, они могли даже двигать руками, поворачивать голову и ходить, благодаря механизмам внутри. Примерно в средние века кукол стали использовать для театрализованных представлений на сюжеты из Библии. Для представлений использовались самые разные куклы: большие, механические, с набором движений; куклы, которыми управляли с помощью ниточек сверху или тростей снизу; перчаточные куклы. Самым популярным, конечно, был сюжет о Деве Марии и о рождении Христа, поэтому кукол стали называть марионетками от Марион (Мария). Прошло довольно много времени, прежде чем кукольные представления освободились от религиозного содержания и стали полностью светскими.

История кукол наглядно свидетельствует: девочки играли простенькими соломенными, деревянными или тряпичными куклами, а взрослые изобретали для себя кукол всё более изощрённых, сложных и дорогих. В Англии кукол вырезали из дерева, наряжали в роскошные платья из парчи, бархата, шёлка, украшали золотом и дорогими кружевами, но детям не давали по причине их хрупкости. В Германии кукол лепили из воска, материала, позволяющего достигнуть высочайшей точности во всех деталях, но совершенно не предназначенного для рук маленьких девочек.

Франция прославилась своими механическими куклами-автоматами, впервые появившимися в конце семнадцатого века. В XVIII веке механические куклы достигли апогея совершенства. Их делали мастера-часовщики, они были очень сложными и разнообразными. Автомат зачастую состоял из целой композиции, где каждая кукла делала что-то своё, при этом раздавалась музыка. Например, кукла-театр: девочка-зрительница хлопает в ладоши, а актёры выступают на сцене. Самой известной куклой-автоматом, конечно же, является «Игрок на флейте» Ж.Вокансона – кукла в человеческий рост, изготовленная примерно в 1770-м году. Эта кукла по-настоящему играла на флейте 12 мелодий, выдувая воздух через двигающиеся губы и перебирая пальцами по отверстиям на флейте. В XIX веке механизмы кукол-автоматов упростили, чтобы сделать игрушки дешевле и доступнее массовому покупателю: садовник, везущий тележку, смеющаяся кукла, крадущийся тигр… Одновременно, некоторые мастерские работали в сфере оформления витрин, создавая уникальные замысловатые композиции из механических кукол, которые неизменно привлекали к себе внимание прохожих.

Первая революция в истории кукол произошла в XVII веке, когда французы начали делать кукол из фарфора. В те времена Франция была законодательницей мод и хотела оставаться таковой ещё долго. Но проблематично было доставлять новинки во все европейские страны достаточно быстро. Для этой цели стали создавать Пандор, фарфоровых кукол 35 см в виде взрослой женщины. Пандор не просто одевали по последней моде, их снабжали полным гардеробом, начиная от нижнего белья и кончая аксессуарами, косметикой и парфюмерией. Например, в России матери выписывали из Парижа таких кукол для своих дочерей и для себя. Для себя, чтобы одеться в соответствии с французской модой, для дочерей – чтобы привить им чувство прекрасного, воспитать вкус.

Вторая революция в истории кукол – в XIX веке их начали выпускать фабричным способом. До этого тоже додумались французы. Они пришли к выводу, что не обязательно делать всю куклу фарфоровой, можно лепить из фарфора красивую головку, а все остальные детали изготовлять из дерева, папье-маше, кожи. И вот этих-то кукол уже делали для детей. Ребёнку, ведь всё равно, что там у красавицы под платьем, лишь бы снаружи она была хороша. К тому же такая технология позволяла производить разные части в разных мастерских и даже в разных странах. Например, Франция прославилась фарфоровыми головками, замечательными париками, сногсшибательными нарядами. А практичные немцы быстро научились делать более дешёвых кукол с лайковыми телами и деревянными конечностями, заказывая остальное во Франции. В начале XX века немцы производили уже больше фарфоровых кукол, чем французы, хотя по качеству и по художественной ценности, французские антикварные куклы и по сей день считаются эталоном.

Ещё одно изобретение французов – кукла-девочка «Bebe», созданная в середине XIX века. До этого времени большинство кукол изображало взрослых женщин. В ХХ веке куклы окончательно перешли в распоряжение детей. Виниловые пупсы, фарфоровые красавицы в бальных платьях, пластиковые Барби, покорившие весь мир. Самое последнее изобретение – американская кукла-робот «My Real Baby» в виде младенца (рост 45 см, вес 1,5 кг), который плачет, смеётся (личико может передавать 15 эмоций) и даже учится говорить.

Но нельзя сказать, что история кукол закончилась на Барби и «My Real Baby». Новой главой в истории кукол можно считать авторскую куклу. Это явление возникло в середине прошлого века и уже оформилось в отдельное направление в искусстве и культуре. Авторские куклы необыкновенно психологичны, уникальны, и очень-очень разные. Этих кукол делают настоящие художники, и так же как триста-сто лет назад, делают не для игры, а для любования.