Фарфоровая кукла – удивительная игрушка, покорившая мир взрослых

Фарфоровая кукла произведения настоящих мастеров – это удивительно прекрасное и одухотворённое создание, на которое хочется смотреть и смотреть. Матовая, почти прозрачная кожа, сияющие глаза, изысканные позы – эти куклы покорили весь мир. Их коллекционируют, продают на аукционах за тысячи долларов, причёсывают, одевают в дорогие костюмы, украшают настоящими драгоценностями… О фарфоровых куклах пишут книги и статьи, для них создают сайты и Интернет-магазины, их обсуждают на симпозиумах, для них открываются галереи и музеи, им посвящаются выставки и Салоны… По всему миру создано множество клубов любителей и коллекционеров фарфоровых кукол, а профессия художника-кукольника сейчас как никогда востребована.

История кукол насчитывает десятки тысяч лет. Первый куклой считается находка в городе Брно, сделанная из кости мамонта. Палеонтологи приписывают ей возраст около 30-35 тысяч лет. Фарфоровая кукла появилась намного позже, в семнадцатом веке. Её изобретением озаботились французы, которым нужно было что-то придумать, чтобы демонстрировать и утверждать свою моду не среди жителей других стран. Для этой цели стали делать фарфоровых кукол среднего роста (примерно, 35см) с пропорциями фигуры взрослой женщины, с париками из натуральных волос и наряжать их по последнему слову моды. Причём, каждая кукла дополнительно снабжалась целым ворохом модной одежды на все случаи жизни, сшитой по правильным фасонам и из тканей, которые использовались в оригинальных платьях и костюмах от модельеров. Кукла получала «в приданное» и нижнее бельё: чулки, корсеты, панталончики, нижние юбки… Всё это шилось из шёлка, батиста, бархата и атласа, украшалось настоящими кружевами ручной работы и вышивкой. К гардеробу прилагался также набор аксессуаров (шляпки, зонтики, браслеты, перчатки, вуали, палантины, туфельки…) и набор парфюмерии. В общем, купив такую куклу, любая жительница Вены или Лондона могла ознакомиться со всеми последними веяниями парижской моды и одеться соответственно. Куклы эти назывались Пандорами и, конечно, производились они отнюдь не для детей. Пандоры и сейчас являют нам эталон красоты и совершенства костюма, причёски и макияжа. Особенно восхищают знатоков парики и костюмы куколок, эти парики и платья считаются лучшими за всю историю кукол по точности деталей и качеству исполнения.

Все Пандоры изготовлялись вручную, начиная от отливки фарфоровых частей до создания парика и причёски, росписи лица и, естественно, всех элементов одежды. Выпускались Пандоры мизерными тиражами и стоили очень дорого.

Революционным для фарфоровой куклы стал XIX век – фарфоровая кукла начала производиться фабричным способом, вернее фабричным способом отливались все фарфоровые детали. Первооткрывателями этого способа, как и следует ожидать, стали французы. Почти всё столетие они удерживали пальму первенства в области изготовления фабричных фарфоровых кукол и только в конце девятнадцатого века уступили лидерство Германии, которая научилась делать куклы более дешёвые, но при этом – очень качественные. Правда, они уступали французским в художественном плане, но зато были доступнее. А чтобы ещё больше привлечь покупателей к своей продукции, немцы начали продавать кукольные домики с мебелью для маленьких куколок, называемых миниатюрами. (Миниатюры – это общее название маленьких куколок, но немецкие миниатюры были точной копией больших кукол: они могли сидеть и стоять, поворачивать голову, поднимать и опускать руки и ноги.) Германия и сейчас производит самые дорогие коллекционные фабричные фарфоровые куклы, благодаря высочайшему качеству изготовления костюмов, париков, всех фарфоровых деталей и росписи лица.

Французская и немецкая фарфоровая кукла семнадцатого – начала двадцатого веков – это антикварная кукла. До наших дней дошло очень немного таких кукол в хорошем состоянии и все они уже разобраны по музеям и частным коллекциям. Но в начале ХХ века появилось авторская кукла, т.е. кукла сначала и до конца созданная одним мастером. Именно такие куклы являются предметом пристального внимания коллекционеров всего мира. Авторская кукла всегда уникальна, отличается особой психологичностью и эмоциональностью. Мастера делают кукол из разных материалов и в разных стилях, но особенно интересны авторские фарфоровые куклы. Фарфор – материал, хоть и хрупкий, но зато очень долговечный. Дошедшие до наших дней фарфоровые куклы, изготовленные в XVII-XVIII веках, выглядят также, как и триста лет назад: Цвет «кожи» так же белоснежен и свеж, а роспись лица ничуть не потеряла красок. А вот что станет с пластиковыми и виниловыми куклами лет через сто, сказать трудно. Фарфор не боится воды, тепла и солнечных лучей. Роспись на фарфоре помогает передать мельчайшие нюансы мимики, некоторые куклы выглядят настолько естественно, что похожи на живых людей, особенно, если это куклы в рост человека.

Авторская фарфоровая кукла – это произведение искусства, в неё художник вкладывает свои переживания, эмоции и частичку своей души. Почерк и стиль у каждого мастера очень индивидуален, именно поэтому авторские куклы так интересны: ни одна кукла не похожа на другую. Даже, если мастер делает несколько одинаковых кукол, они всё равно не идентичны во всех деталях, особенно это касается росписи. Один штрих – и перед вами совсем другая кукла, чем задумывалось вначале. Одна просто улыбается, другая иронична, третья – насмешлива…

Фарфоровые куклы очень разнообразны. Одни совсем маленькие, но одеты как взрослые женщины; другие изображают новорожденного ребёнка, причём в его полный рост. Есть куклы размером в десять сантиметров, а есть и высотой с взрослого человека. Самым популярным размером для фарфоровых кукол считается 30-50см.

Иногда фарфоровая кукла делается полностью из фарфора, а волосы и костюм изображаются росписью. Это куклы-статуэтки и ими часто украшают кабинеты, спальни, гостиные и кухни. Статуэтки относятся к разряду интерьерных кукол и предназначены для украшения помещения. Впрочем, в качестве интерьерной куклы можно использовать любую авторскую куклу, лишь бы она соответствовала обстановке.

Есть ещё один тип фарфоровых кукол – портретные, они делаются похожими на реального человека. Таковы, например, ростовые куклы (куклы в полный рост) российской художницы Олины Вентцель, изображающие исторических личностей: Пушкина, Черчилля, Николая I, Наполеона… На них можно полюбоваться в постоянно действующей «Галерее Анастасии Чижовой». Портретные куклы не обязательно делаются в рост человека, но обязательно должны быть похожи на прототип.