Детские развлечения взрослых людей - фарфоровые куклы

Детские развлечения и игры очень часто не заканчиваются детскими годами. Некоторые переносят детские увлечения во взрослую жизнь в качестве хобби (коллекционируют машинки, марки, куклы…), некоторые превращают детские игры в свою взрослую профессию (склеивание детских пластмассовых моделей, например, переходит в деятельность конструктора). А есть и такие, кто своё детское развлечение делает делом всей жизни, причём в прямом смысле этого слова. Такова профессия художника-кукольника – делать кукол.

История куклы насчитывает много тысячелетий. Вероятнее всего, первые куклы не имели никакого отношения к детским развлечениям, они носили культовый характер, представляли человека в разных обрядах, изображали разных мифологических персонажей: богов, фей и демонов, ангелов и чудовищ.

Только в средние века куклы постепенно начинают освобождаться от религиозного содержания. Сначала это были куклы для театральных представлений, а в XVII веке кукол начали использовать, если найти аналогию с современной жизнью, в качестве «журналов мод». Французские модельеры XVII-XVIII веков рассылали по европейским столицам фарфоровых кукол с набором модной одежды, аксессуаров и косметики, чтобы жители других стран могли ознакомиться с последними направлениями парижской моды. Эти куклы, конечно же, тоже не предназначались для детских развлечений, они выполняли очень важную миссию – утверждение французской моды в Европе. Но именно благодаря французам, стали возможны по-настоящему детские развлечения с фарфоровыми куклами, хотя и чуть позже – в XIX веке. Французы начали производить фарфоровые детали фабричным способом, резко увеличив тиражи кукол и снизив их стоимость. Постепенно к Франции присоединились и другие страны – так что куклы стали доступны для всех слоёв населения. В ХХ веке куклы прочно перешли в разряд детских развлечений. Куклы начали делать не только из дерева, фарфора, разного текстиля и кожи – появились бумажные, виниловые, целлулоидные и пластиковые куклы. Для них фабрики производили одежду, аксессуары, украшения, предметы интерьера (трюмо, кроватки, домики, лошадки, машины…).

Детские развлечения с куклами полезны со всех точек зрения. Куклы выпускаются массовыми тиражами, они не дороги, доступны, но об их высокой художественности говорить нет смысла, да и не требуется она в детских играх. А вот коллекционирование кукол и их ручное изготовление – это взрослые развлечения. Коллекционируют антикварные куклы, деревянные, фарфоровые, текстильные, немецкие, французские, русские… Сейчас особенно популярны авторские куклы, изготовленные вручную одним мастером. Авторские куклы привлекают своей неповторимостью и одухотворённостью, каждый художник вкладывает в своё творение душу, неторопливо обдумывая будущую позу куклы, выражение её лица, костюм, причёску. Изготовление фарфоровых кукол требуют знаний во многих областях и, лучше всего, художественного образования. Для того, чтобы кукла получилась по-настоящему «живая», нужно уметь рисовать, лепить, шить, вышивать, делать обувь и парики, соединять отдельные части так, чтобы конечности и голова двигались. А ещё не помешает знать историю костюма и историю кукол. Многие кукольники сами делают украшения для своих кукол – а это уже ювелирное искусство работы с драгоценными металлами, натуральными камнями, стразами, бисером… Чтобы поза куклы была естественной, нужно иметь знания из области анатомии. И конечно, нужно знать технологию работы с фарфором. Если же речь идёт о портретной кукле, то рисовать нужно уметь не просто хорошо, а очень хорошо, чтобы в кукле все сразу признали оригинал.

Изготовление авторской куклы очень мало похоже на детские развлечения, это очень трудоёмкий процесс, который требует пристального внимания к деталям на всех этапах изготовления. Сначала создаются эскизы, мастер продумывает характер, размер и тип будущей куклы (белая девочка, негритяночка, взрослая современная женщина, дама XIX века в скромном наряде или в бальном платье…), позу куклы, её прическу и то, из чего будет делаться парик (человеческие волосы, мохер, натуральный шёлк); её выражение лица, эмоции, которые хочет передать с её помощью. Решает, будет ли кукла двигаться, продумывает её будущий костюм хотя бы в общих чертах, если необходимо, то и дополнительные элементы, типа дивана или лошади.

Отработав эскиз, художник начинает лепить детали из скульптурного пластилина, тщательно выглаживая всю поверхность. Потом пластилин заливается специальным художественным гипсом очень тонкого помола, чтобы ни один комочек не испортил «кожу» будущей куклы. Пластилин вынимается, форма тщательно зачищается, потом в неё заливается фарфоровая масса, уже разведённая до нужной консистенции и подкрашенная до нужного цвета (цвет «кожи» кукол определятся цветом фарфоровой массы и почти никогда не корректируется краской сверху).

После того, как фарфоровые детали застынут, их вынимают и тщательно шлифуют, чтобы на поверхности не осталось ни одного изъяна. Затем идёт процесс обжига в печи при определённой температуре в течение строго определённого времени. После обжига детали уже фарфоровые, их объём уменьшается примерно на 20%, они становятся звонкими, лёгкими и полупрозрачными. Затем начинается процесс не мене трудоёмкий, но более увлекательный, т.к. результаты усилий видны сразу же. Расписывается лицо куклы (если краски требуют последующего обжига, то после росписи голова ещё раз обжигается), вставляются глаза, наклеиваются реснички, приклеивается отдельно сделанный парик. Части куклы собираются вместе с помощью разных систем (шарниры разной конструкции, резинки, верёвочки…).

Потом шьётся костюм, да такой, чтобы куклу можно было одеть и раздеть, со всеми деталями: трусиками, чулочками, туфельками, фартучками… Костюм полностью должен соответствовать выбранной эпохе, он должен расстёгиваться и застёгиваться, всё шьётся – никакого клея. Ткани тоже выбираются соответствующими эпохе, если нужно, то используются шёлк, бархат, парча, кружево, бисер, перья, мех… После этого подходит черёд аксессуаров и украшений. В последнюю очередь делаются дополнительные элементы обстановки, если они предусмотрены замыслом.

Вот и получается, что изготовление кукол – это не детское развлечение, а профессия, творчество, вдохновение. Детские развлечения для взрослых – это скорее коллекционирование. Если вы находите средства на поиск и покупку интересующих вас экземпляров; находите время для посещения мастер-классов по ремонту и уходу за куклами; для общения с такими же любителями кукол; если вас интересует история кукол и их создатели – то вы настоящий коллекционер кукол. При этом совершенно не обязательно собирать дорогие антикварные куклы, главное, чтобы коллекция была интересна именно для вас. А собирать можно и кукол Барби, и тряпичных кукол, и даже бумажных.

Яндекс.Метрика